дядя Вова (uvova) wrote,
дядя Вова
uvova

Обнищание россиян достигло самого катастрофического уровня со времен перестройки



В продолжение предыдущего поста о кризисных реалиях.

Если верить последним статистическим исследованиям и опросам - россиянцы окончательно потеряли веру в лучшее будущее. Буквально за год их оптимизм развеялся как дым, а благосостояние достигло уровня конца 1990-х годов.

Социологи, проведя свои масштабное исследования, выдают следующие данные: больше половины россиян не могут противостоять кризису и считают, что дальше будет только хуже: в прошлом месяце 55% людей заявили, что кризис коснулся их лично (еще в ноябре 2015 года таких было 45%). 16% заявили, что им сократили зарплату, 12% — что ее начали задерживать. Т.е. почти треть населения резко потеряла в доходах.

Еще одно проявление кризиса — увеличение доли расходов на продукты питания в бюджете. В большинстве стран Евросоюза люди тратят на продукты 12–18% дохода. У нас — 46%.

Один из факторов, который, может быть, покажется не очень серьёзным, но на самом деле отражает критическую ситуацию, — разведение овощей и фруктов на своем участке. С 2001 года количество россиян, гнущих спину на грядках, постоянно уменьшалось. А сейчас вновь стало расти. Если в 2014 году активными овощеводами являлись 39% россиян, то в 2015-м — уже 46%.

В первую пятёрку товаров, которые люди все равно будут покупать, входят продукты питания, лекарства, Интернет и другие виды коммуникации, оплата коммунальных платежей и, как ни странно, корма для животных (к слову, их продажи за последний год выросли аж на 38%). Впрочем, странным последний пункт кажется лишь на первый взгляд: по всем расчётам, кормить домашних питомцев обычными продуктами — дороже.

За год люди стали меньше тратить на покупку стирального порошка, шампуней, мыла — в первую очередь за счет перехода на более дешевые марки. То же самое можно сказать и о продуктах. На 8% упали продажи белых и желтых сыров. Зато дешевый колбасный сыр стал популярнее на 24%, плавленый — на 10%. Снизилось потребление мяса, рыбы и морепродуктов. Увеличилось использование бакалеи: круп, макарон, муки, сахара. Выросла любовь россиян к так называемому борщевому набору: свекле, капусте и картошке (не по собственной воле, как вы понимаете).

В последнее время люди все чаще предпочитали хороший сервис низкой цене. Сейчас — снова, как в 1990-е: цена — главенствует. Люди выбирают более дешевые места для покупок. Торговля на распродажах, в ходе промоакций выросла за год на 39%. Оборот супермаркетов в ценовом отношении вырос на 13%, дискаунтеров — на 23%. Если так пойдет и дальше, люди станут покупать товары только по скидкам и забудут про обычную торговлю.

Специалисты ВЦИОМ выявили с осени 2014 года четыре основные тенденции:

1. Общество продолжает испытывать влияние кризиса. Материальное положение населения значительно ухудшилось. Эмоциональное состояние характеризуется подавленностью, доминируют негативные эмоции;

2. Общество не сразу осознало масштабы кризиса. Но сейчас это осознание приходит;

3. Разрыв восприятия. Люди в целом правильно отражают кризисные явления, однако с излишним драматизмом;

4. Общественное сознание отчетливо рассматривается в качестве самостоятельного кризисного фактора. Им можно управлять в рамках антикризисной программы.


Россиян можно условно разделить на три группы:

1) Благополучные люди: которые до сих пор не фиксируют в опросах, что с ними происходит что-то нехорошее;
2) Борющиеся: те, кто говорит, что становится хуже, но еще имеет возможность противостоять неприятностям;
3) Страдающие: те, кто одновременно фиксирует и расширение кризиса, и неспособность с ним бороться. У этих людей нет ресурсов.

С осени 2014 года кризис два раза выходил на очень опасные уровни. Последняя группа — страдающие — выросла с 16% в ноябре 2014 года до 47% в январе 2015-го. Следующий гигантский скачок произошел в сентябре-октябре 2015 года. Всего за месяц доля страдающих выросла на 13%, до 60% всего российского взрослого населения.
А ведь еще в мае-июне 2015 года народ испытывал эйфорию. Поводом стало заявление министра экономики о том, что страна достигла дна, а значит — дальше только вперед, только в счастливое будущее. Увы — не случилось. Доверие людей было обмануто ложными обещаниями. В итоге россияне перестали воспринимать всерьез любые заявления чиновников. Например, 55% опрошенных не верят, что у правительства есть план по спасению экономики.

Аналитики делают очень тревожные выводы. Впервые за весь период наблюдений за кризисом люди стараются не тратить текущие денежные поступления, не делать крупных покупок, не брать деньги взаймы и массово забирают сбережения из банков. Приводит такая ситуация к опаснейшему явлению, с которым не умеют бороться все экономисты мира: сокращение расходов ведет к уменьшению продаж, снижается производство, уменьшаются зарплаты и одновременно идут сокращения штатов, банки не могут выдавать кредиты и лопаются… И так по кругу.

данные взяты отсюда.

UPD: Для политических гурманов-мазохистов в продолжение темы предлагаю ознакомиться с ещё одной статьёй, раскрывающей незавидные перспективы нашего Мордора: Будущее без оптимизма: сломанный хребет сырьевой экономики.

Tags: Большой Пиздец, Мордор, кризис, события
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo uvova november 27, 2016 01:12 30
Buy for 10 tokens
..Лет тридцать назад в моём доме двумя этажами ниже жил один интересный персонаж: вышедший на пенсию доктор математических наук, умнейший мужик, довольно крепкий и здоровый для своих лет. Звали мужика Серафимом. Он никогда не был женат, потому что всю свою жизнь дико и беспробудно бухал. Жил очень…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments